Люди Белого Бога (эссе Галины Шкалиной)

«Люди Белого Бога» — эссе Галины Евгеньевны Шкалиной, доктора культурологии, профессора кафедры культуры и искусств Марийского государственного университета (г. Йошкар-Ола).

  1. «Живите, как Белый Бог велел…»

«Прошлое толкует нас», — говорили мудрецы древности. Наши марийские предки примечали: «Былые времена просвещают наш разум». Обратимся и мы к седой старине, прислушаемся к заповедным словам наших праотцов.

Но вначале нужно вспомнить, что ещё совсем недавно в исторической науке доминировала такая идея: древний человек по своему интеллекту сильно уступал современному. На заре человечества человек был лишён рефлексии, его мысли и чувства были ещё совсем детскими – светлыми и радостными. Согласно этой идее, древний человек, конечно же, различал белое и чёрное, вкусное и горькое, верхнее и нижнее, но при этом его разум и сердце не обуревали логические противоречия, внутренние переживания, духовные парадоксы.  Тем не менее, с течением времени человеческий ум развивался, углублялось мировоззрение, понимание природы, другого человека, а для сознания открылись всевозможные дилеммы. Данный концепт лёг в основу эволюционной теории, которая долго доминировала в науке. Её ключевыми понятиями стали «цивилизация»,«формация», «прогресс» и т. п. Такой подход позволил произвести аксиологическую фильтрацию народов мира по культурным традициям и иным достижениям, определяя им отдельные формационные стадии.  Кто-то оказался на верхних ступенях, а кто-то – на нижних. У народа мари также есть своё определённое место на этой эволюционной лестнице.

Современная наука изобилует множеством интересных антропологических идей. Учёный мир уже давно не разбирается с изученными вдоль и поперёк западноевропейскими народами, а обращает внимание на народы и племена далёких Океании, Австралии, Индии, Китая, Японии, Африки, Американского континента. Их ещё называюткоренными народами или аборигенами.Это побуждает исследователей более внимательно относиться к мифам и традиционным верованиям различных, в том числе немногочисленных, народов и племён. Многочисленные этнонарративы открывают человечеству завесу от древнего священного мира.

И мы не спеша будем проникать в духовную археологию исторического прошлого уникального народа мари, как летние дождинки попадают в растрескавшуюся от долгой засухи землю, дабы из глубин старины увидеть современность и себя в ней. Уверенно можно предположить,что такое духовное усердие гарантирует нам знакомство с прошлым, которое толкует нас, откроет нам духовные высоты, глубокую мудрость, поразительную проникающую интуицию наших прародителей, даст нам знание внутренних потаённых законов жизни, тончайших движений человеческой души. Жившие в красивейших ареалах земли, наши марийские предки унаследовали нам свои представления о жизненных ценностях, красочные обряды, нравы и обычаи, глубокомысленные праздники, чтобы будущие поколения могли жить на этой поистине священной земле, обогащая её и себя ещё более глубокими идеями и достижениями.

Очевидно, наши предки, как и мы, радовались, любили, горько плакали, страдали. Об этом сегодня красноречиво говорят народные песни, легенды, предания, сказки, пословицы, поговорки, молитвенные слова. Все они вместе помогают нам освобождаться от сиюминутных забот, суеты сует, почувствовать, как у вольных птиц, крылья, и парить, парить над грешной землёй, ибо большое видится на расстоянии.Так продолжается линия жизни. И слышатся голоса праотцов и праматерей:

«Наши юные создания! Мы теперь старые, скоро покинем этот мир, тело наше уйдёт в землю, душа улетит в рай. Мы старались жить долго и добродетельно, скоро нас не станет, вам следует усвоить наши добрые наставления.  

Ещё раньше прадеды нам говорили: «Живут-живут, и доживают до поры, когда в одной руке будет хлеб, в другой – труд. Насколько человек ищет лёгкой жизни, настолько укорачивается его жизнь, настолько он «входит в грех». Вхождение в грех приводит к испорченной жизни на земле. Поднимется железо, приблизится владыка подземелья, рядом с человеком взойдёт забор из меча, человек ослабевает, растёт его злоба.

Заповеди Белого Доброго Великого Бога не должны быть отданы поруганию. Не должно быть сквернословий, пустой болтовни, гнева. В старые времена боялись этого. Если и случалось прогневиться, только и говорили: “Пусть твоё тесто убежит! Пусть твой обед собака съест!”

Злого человека ждёт злая участь. Добро возвращается добром, маленький камень возвращается большим камнем».

В этих наставлениях сквозит архаическое миропонимание марийских мудрецов, чистота их помыслов, идея воздаяния. Звучит в них и завуалированный намёк:

«Внуки наши, юные создания! Сейчас деньги всему голова, людям они как Бог. Пройдёт время, деньги обесценятся, но будет ценна жизнь в заповедном мире. Деньги портят людей, разъедают их души. Деньги – не богатство. Созданное умом и руками – вот богатство.

Жить, как Бог – вот что нам дорого. Унижать людей – это грех, скандалить – значит, быть порочным. Вы не будьте такими, почитайте Бога, уважайте старших, берегите младших. Злого человека ждёт злая участь.Отойдёшь от Божьего промысла, пойдёшь вопреки его Воли, нарушишь табу – тебя ждёт беда, ты потеряешь благость, тело твоё ослабнет».

В приведённой заповедной части проясняется противостояние добра и зла. Наши предки связывали обожествление денег с приближением апокалипсиса, ибо это ведёт к кровожадной зависти, близорукой алчности, братоубийству. А потому надо предостеречь подрастающее поколение:

«Самое трудное – сберечь душу. Ничего не стоит поле перейти, свой век прожить очень трудно.  Но с божьей помощью построишь своё счастье. Что себе доброго желаешь, того и другому пожелай. Кто бросит в тебя камень, протяни ему хлеб. Добро возвращается добром, маленький камень возвращается большим камнем. Никому не мсти, маленькая месть приведёт к большой вине. Доброе дело расширяет душу. Как пчёлы живут дружной семьёй, так и людям надо жить. Белый Великий Бог завещал почитать отца и мать.

Не сказано жить без труда. Божий человек в труде живёт, у него хорошее кровообращение, и он здоров. Кто хочет жить на земле, как в раю, тот отойдёт от Божьих заветов и сам себе укоротит судьбу». 

Наставления звучат как проповедь из уст библейских пророков. Наши праотцы и были пророками, хотя они не передали нам священную мудрость в книгах, как арийские, христианские, мусульманские мудрецы. Они предпочли в качестве духовного ориентира мифы, которые с глубокой древности открывали людям глубинное измерение существования. Мифы и сегодня способны поведать нам нечто очень важное о нашей человеческой природе: как жить насыщеннее и полноценнее, выносить страдания плоти, относиться к жизни и смерти.

Марийская традиционная вера – это природосообразность. Человеческое в человеке взращивается в лоне вмещающего и кормящего ландшафта:

«Не сказано понапрасну рвать-уничтожать деревья. Мы, чимари (истинные мари), полагаем, что дерево имеет душу. Его нельзя лишний раз трогать, раненое дерево так же плачет, как и человек; оно может высохнуть. Всё делай разумно. Бери не много, и не мало, а столько, сколько нужно для жизни. Когда берёшь – делай это с молитвенной благодарностью Белому Доброму Великому Богу. Белый Бог не велит быть наглым рвачом. Будешь таковым – своим детям ничего не оставишь.

 Только украшение жизни новой душой, новым дыханием ведёт к счастью. Надо помогать зарождению и становлению жизни, как Богородица. Всё время надо украшать платок Богородицы разными вышитыми узорами».

Так мыслили люди минувших эпох. Они живы для нас благодаря нашей памяти, продолжают общаться с нами через оставленное ими наследие. Мы находимся во власти заветов праотцов. Перед каждым новым поколением будет стоять задача осмысления такого отношения к заветам, которое сможет уберечь от предательского беспамятства, творения новых кумиров, повального карьеризма.

Люди прошедших эпох продолжают жить с нами, ибо правила духовного выживания известны издревле. Они проясняются и углубляются от эпохи к эпохе. Однако прошлое само никогда не возьмёт слова и не изречёт своей мудрости. Чтобы оно высказалось, нужна работа активно живущих, извлекающих этот свет из прошлого. И тогда прошлое начинает толковать нашу жизнь.

  1. «Дремучий лес – отец мой…»

 Для самосознания культуры идея природы является ключевой в понимании жизни, её истоков. Для каждого мари и сегодня этот постулат очень важен для понимания мироустройства. Марийское слово пÿртÿс в значении природы понимается как Пÿрышын тÿсшö – лик Создателя. Исторически никакая идеология не смогла справиться с такой архаичной мировоззренческой константой.

До ХХ века в многочисленных сочинениях о миропредставлении народа мари встречается единодушие авторов в том, что у черемисов абсолютно всё имеет душу – цветок, дерево, лесной зверь, человек, родник, гора, лес,роща, поле. В марийской духовной традиции идея природы как основа всего чувственного опыта понимается ещё более абстрактнее и изощрённее, чем идея Бога. Вот как этот многовековой опыт оформился в старинной марийской песне: Пич чодыра – мыйын ачам, ужар олык – мыйын авам, канде кава, волгыдо эр ÿжара – мыйын йöратыме йолташем-влак («Дремучий лес – отец мой, зеленый луг – мать моя, голубое небо, яркая зарница – любимые мои друзья»).

Православный миссионер Сергей Нурминский писал: «Лес – это волшебный мир черемисина. Около лесу вертится всё его мировоззрение. Весь сказочный мир черемис вертится около леса и его обитателей, все загадки и поговорки около его же… Здесь он молится своему Богу».

Профессор Казанского университета Николай Фирсовв XIX в. отмечал зависимость характера финноязычных народов Поволжья от особенностей природной среды: «Столь же сумрачные, как их леса, но стойкие, терпеливые и трудолюбивые финны положили начало земледельческой культуре в дремучих лесах».

Многие аналогичные тексты прошлых времён указывают на то, что в духовном наследии марийского народа ярко и выразительно проводится идея гармонии Человека и Мира, в которой природа является культурно организованным пространством, обителью с источником энергии жизни. Человек в такой структуре Вселенной играет не пассивную роль, но активно включается в деятельность по обеспечению своего успешного существования. Чтобы не навредить природе, он встраивается в разные уровни мироздания, не строит больших селений, адаптируясь к своеобразным условиям жизни: в лесу ли, у воды или на возвышенности. Не умевший читать и писать, он знает о лесных ягодах, грибах, диких пчёлах, зверях и птицах, как автор книг по биологии и зоологии, строит мосты через реки, как дипломированный инженер. В своих молитвенных гимнах он стремится умилостивить Белого Бога и просит содействия в культурном освоении пространства, пытается предотвратить возможные нарушения космического поряд­ка, предупредить появление элементов Хаоса. По сути, человек соучаствует в творении Космоса, выполняя с помощью высших сил работу вселенских масштабов.

Идея живой природы составляет ядро марийской ментальности. Древние мари при­шли к концепции природного порядка не через рациональное на­блюдение и логическое мышление, а через мистерию. Благодаря этой высшей форме зна­ния, которым обладал древний человек, долгое время управляласьчеловеческая жизнь. Из разновидности такого знания в ходе развития древней культуры появились теология, философия, наука, художественная литература, музыка. Сохранившиеся и поныне древние марийские обряды, обычаи, праздники, поведенческие модусы, повседневные привычки и навыки имеют смысл в сохранении изначальных способов установления связи с природой, окружающим миром.

  1. «Небесная Дева пряжу прядёт…»

Когда-то давным-давно в глубине Хаоса прорезался Свет, оформились Небо и царство Воды. Так возник Мир, а позже – и боги…

У марийского Белого Бога была Дочь – Юмынÿдыр.  Она сидела на троне – Полярной звезде. Старинная песня рассказывает про Дочь Бога: «Небесная Дева пряжу прядёт, вокруг веретена мотает клубок…». Значит, марийская Небесная Пряха находится на самой Мировой Оси, вращая вокруг себя на Небесной Прялке весь небосвод. Её серебряные нити – это Верхний звёздный мир. Идея прядения читается как процесс творения культуры.

В другой ипостаси Юмынÿдыр является Небесной пастушкой, т. к. у её Отца – Белого Доброго Великого Бога – образуется Небесное стадо, в которомприсутствуют небесный баран, небесный бык, небесная корова и небесный конь, пришедший на смену небесного лося. При этом вращение звёзд вокруг Полярной звезды понимается как пастушество Небесного стада, погоняемого пастушкой Юмынÿдыр. Если раньше астральный мир заключался лишь в пространстве близ Полярной звезды, то теперь осмысливаются и возникают новые образы: Небесного хлева и Небесной реки. Под Небесной рекой понимали Млечный путь. К этой реке спускалось на водопой Небесное стадо. В этом случае роль Небесной девы заключается в ритмизации космоса, разумной упорядоченности, организации астрального мира. В мифе естественным образом Время воспринимается не как земная последовательность событий, а как космическое время (течение вечности).

Миф определяет и третью ипостась Небесной девы, что связано с переменами на Земле, которая стала пригодной для жизни людей. Дальнейшее развёртывание мифических событий связано с тем, что Белый Бог стал посылать свою Дочь по шёлковой лестнице на землю со стадом лошадей, коров, овец. Далее ожидается появление первого Человека. Перед взором небесной Девы он предстал ранним утром у родника. Это былчеловек по имени Мари – высокий, голубоглазый, светловолосый. Такое антропологическое описание марийского пращура даёт миф. Юмынÿдыр и Мари полюбили друг друга, стали мужем и женой. Небесная Дева своим белым платком на берёзовой ветке (другой вариант – на палке) оповещает своего Отца о том, что на земле появился первый Человек. Она остаётся с нимв Среднем мире как Жена первого человека со своим Небесным стадом, приданым от Отца.

Рядом с молодоженами на земле обитал брат Белого Бога – Керемет. Тот был Властелином Воды и Земли. Керемет любил Юмынÿдыр и очень завидовал Мари. В тот момент, когда с новорожденным сыном молодая семья гостила у Белого Бога, Кереметв небесах растерзал Мари. В местах падения праха первого Человека со временемвыросли священные рощи. Юмынÿдыр воспитала сына на земле, наследника первого Человека и Белого Бога.

Так происходит корреляция Небесной девы и марийской невесты, согласно которой придание невесты тождественно праву наследования собственности. Небесная пастушка утверждает сакральное право собственности, открывает дорогу одомашниванию животных. У мари на протяжении истории домашняя живность являлась собственностью женщины как хозяйки дома. И поныне нередко деревенская невеста получает в качестве приданого жеребёнка, тёлку, овец. А вот свиньи и козы считаютсянерегламентированными Белым Богом домашними животными. Благодаря распространённому культу Юмынÿдыр в земной традиции марийская женщина занимала довольно прочное социальное положение.

Длямарийского мира близка универсальная идея происхождения Человека из воды по аналогии с идеей сотворения Космоса. Фактически у всех народовмира вода считается основой мироздания, всеобщего становления, всякого творения. В каждом религиозном контексте она выступает в одной и той же функции: разрушает, растворяет формы, «омывает от греха», одновременно очищает и даёт новую жизнь. Не случайно и Юмынӱдыр увидела первого Человека на земле ранней весной – на заре появления человечества – у воды (родника). Лингвистическим доказательством данной версии являются слова кол – рыба и колаш – умирать. Последнее слово можно разложить следующим образом: кол (рыба) и аш (память, истина), т. е. памятование о рыбе, новое превращение в рыбу. И тогда не случайным является рыбное блюдо в числе основных в ритуале поминовения умершего человека.

Так марийский миф о Юмынÿдыр выступает средоточием сакрального пространства и сакрального времени – Центра мира и времени Начала. Это происходит потому, что Дочь Бога вращает вокруг себя звёздный мир, работая с веретеном на Мировой оси, откуда по солнечным лучам (шёлковой лестнице) возможен переход как в Правремя, так и на Землю. От благосклонности Дочери Великого Белого Бога и сегодня зависит благополучие Марийского мира.

Рождение четырёх стихий… Утка – символ очага и уюта…

Юмынÿдыр и Ший Пÿян Ший Пампалче

#ценнностьДЕЛИТЬСЯЗНАНИЯМИ

#поянлыкМариЙÿла
#ценностьМОИЗНАНИЯ
#ценностьМояАспирантура