Из книги доктора культурологи Галины Евгеньевной Шкалиной «Священный мир марийский» (2019, стр. 35-38).
…Чтобы знать, какому роду ты принадлежишь, нужно было знать своего первопредка, свой родовой символ – ТОТЕМ. «Характерно общее название тотемистических первопредков у обских угров: «Все Крылатые и Ноги имеющие» [Петрухин, 2005, с. 37]. Среди «крылатых» тотемов уральских народов огромный массив нарратива посвящён водоплавающим птицам. Миф о ныряющей птице (МНП) занимает основополагающее место в мифологии огромного числа народов, и не только евразийского пространства. Птицами чаще всего являются утки, селезни, гуси, гагары. Водоплавающая птица, или «творец в образе птицы», ныряет на дно первичного океана и приносит крупинку земли, из которой возникает суша. При этом внимание исследователей привлекают три основные темы: акт ныряния, добывание из-под вод мирового океана не всей земной тверди, а крохотного кусочка, из которого затем вырастает суша, и водоплавающая птица в роли ныряльщика. Эта тема уже разработана в зарубежной и отечественной литературе, в которой многие авторы аргументируют вывод о генетической общности мифа о ныряющей птице, об их азиатских, урало-алтайских истоках [Напольских, 1991]. Примечательно то, что у большинства уральских народов МНП является единственным мифом о возникновении земли, тогда как ни для одного алтайского народа МНП не является единственным мифом о творении. Существует, к примеру, паналтайский миф о поднятии земли рогами быка (или бивнями мамонта). Науке известны также более азиатские и американские параллели: миф об Отце-небе и Матери-земле [Harva, 1938, s. 108-109]. Поэтому есть все основания полагать, что появление мифа о ныряющей птице в Восточной Европе связано с финно-уграми, культурное влияние которых сказалось впоследствии на формировании народно-христианской традиции восточных славян и балтов, в которой сложились мифы о добывании земли со дна первичного океана ныряющим творцом. Обращает на себя внимание то, что распространение мифа о нырянии водоплавающей птицы за землёй в определённых частях Америки корреспондирует с распространением комплекса явлений материальной и духовной культуры, связывающих Старый и Новый Свет [Шкалина, 2003, с. 53-64].
Марийский фольклор сохранил такой вариант МНП: «На лоно первичного океана из своего гнездовья (Лудо пыжаш – Утиное гнездо) прилетела утка. Она снесла яйца, высидела их под своими крыльями. Так родились два брата-селезня – Юм и Йын. Затем они попеременно, нырнув под воду, в клюве со дна океана достали землю. Из той земли, что достал Юмо, образовалась ровная поверхность. Йын же поперхнулся и вместе с землёй выплюнул и слюну. Поэтому на земле возникли горы, озёра и болота» [Онаеҥ, с. 19]. Следовательно, в данном варианте мифа утка в значении нарождающего начала – Шочынава – прилетела с Неба, с созвездия Плеяды (Лудо пыжаш). Она олицетворяет единосущность мироздания, трёхчастную вселенную, ибо утка летает (Воздух – Верхний мир), ходит по земной тверди (Земля – Средний мир), ныряет под воду (Вода – Нижний мир). Сюда добавляется ещё одна стихия – Огонь (утка высиживает, обогревает яйца).
… Великая Рождающая Мать заняла также почётное место среди других древних божеств. Марийская Шочынава появляется в мифе в образе Утки. Её небесным гнездом явилось созвездие Плеяды (Лудо пыжаш). Рождение четырёх стихий – Воды, Воздуха, Земли, Огня – привело к тому, что у Утки появились два селезня – Юм и Йын (Керемет)., которые маркируются как единство положительного и отрицательного.
#мастерскаяЭТНОМИР
#авайденепырляТУНЕМЫНА
#этнособытиеМарийЭл
#марийӱла